2014

2013

2012

2011

2010

2009

2008

Назад

К ГЕНЕЗИСУ СИТУАЦИИ ВОКРУГ АБХАЗИИ И ЮЖНОЙ ОСЕТИИ

1). Абхазия добровольно вошла в состав Российской империи в 1810 г. в качестве самоуправляемого княжества отдельно от Грузии. После того, как в результате кавказских войн второй половины XIX века часть коренного населения покинула Абхазию, ее территория стала притягательным объектом для грузинской экспансии. Действия националистических кругов Грузии по установлению над Абхазией своего контроля были активизированы после распада Российской империи. В мае 1918 г. только что образовавшаяся Грузинская демократическая республика при поддержке германских войск оккупировала и аннексировала Абхазию. 

С приходом советской власти 31 марта 1921 г. была провозглашена Советская Социалистическая Республика Абхазия. Через два месяца новые власти Грузии признали ее независимость. 
Социалистическая Советская Республика Абхазия на правах суверенного государства участвовала в создании Союза ССР, и ее представитель в декабре 1922 года подписал Договор об образовании СССР. 
С февраля 1922 г. и до февраля 1931 г. ССР Абхазия на равноправной основе была объединена с ССР Грузия в совместное государство и называлась «Договорная ССР Абхазия». Однако по указанию И.В.Сталина в феврале 1931 года, вопреки воле абхазского народа, Договорная ССР Абхазия была преобразована в автономную республику и введена в состав Грузинской ССР. Попрание суверенных прав Абхазии, низведение ее статуса до уровня автономии в составе Грузии привело тогда к народному возмущению, общенациональному сходу, выразившему резкий протест против такого решения. 
С 1937 года начался один из самых мрачных периодов в новейшей истории Абхазии. Л.Берия обрушил на республику террор и репрессии с целью уничтожения политической и интеллектуальной элиты абхазского народа. Усиленно проводилась политика грузинизации: абхазская письменность была переведена на грузинскую графическую основу, исконные абхазские наименования заменялись грузинскими, обучение в школах стало вестись на грузинском языке, абхазам запрещалось называться народом, целенаправленно проводилась переселенческая политика, направленная на ломку этнодемографической структуры населения. За период с 1937 по 1953 гг. из Грузии в Абхазию были переселены десятки тысяч грузин, что значительно увеличило их долю в составе населения Абхазии. Абхазам было трудно сделать карьеру, если они не переделывали свои имена на грузинский лад.

2). В том же ключе развивались события и вокруг Осетии. В 1774 г. осетинский народ со всеми своими землями добровольно вступил в подданство Российской империи, а в 1843 г. на южной части Осетии был образован Осетинский округ в составе Тифлисской губернии, включенный в административно-территориальную систему России. 
После распада Российской империи в 1917 г. руководство Грузии предприняло попытку силой присоединить южную часть Осетии в ответ на ее стремление остаться в России. В 1920 г. она подверглась вооруженной агрессии, сопровождавшейся жесточайшими репрессиями и геноцидом (около 20 тыс. человек было уничтожено, более 50 тыс. изгнано на север через Кавказский хребет). В советский период осетины подвергались тем же описанным выше притеснениям и дискриминации, что и абхазы. 
После образования СССР Южная Осетия была включена в состав Грузии в качестве Юго-Осетинской автономной области (ЮОАО), а Северная Осетия – в состав РСФСР.

3). В период распада Советского Союза тогдашний президент Грузии З.Гамсахурдия взял курс на создание национального унитарного государства. Под лозунгом «Грузия – для грузин» он заявил: «Мы должны депортировать осетин в Россию, мы должны разделить абхазскую территорию, мы должны аннулировать автономию Аджарии, на территории Грузии не должно быть автономий, господствовать должна титульная нация». 
17 марта 1991 года Южная Осетия приняла участие в референдуме о судьбе СССР, на котором 98% населения высказалось за сохранение Союза. При том, что Верховный Совет Грузинской ССР запретил проведение референдума на территории Грузии и этим снова нарушил действовавшие тогда законы. После того, как СССР прекратил свое существование, народ Южной Осетии на референдуме 19 января 1992 г. практически единогласно проголосовал за провозглашение независимости Южной Осетии. 29 мая 1992 года Верховный совет Республики Южная Осетия принял Акт о государственной независимости. 
23 июля 1992 г. Верховный Совет Абхазии провозгласил Абхазию суверенным государством, субъектом международного права. Одновременно парламент Абхазии обратился к руководству Грузии с предложением начать переговоры об установлении равносубъектных отношений на основе федеративного договора. 
В ответ на отказ Южной Осетии и Абхазии следовать диктату Тбилиси грузинское руководство стремилось добиться их подчинения за счет применения силы. 
Вооруженные действия, развязанные грузинским руководством против Южной Осетии, унесли в 1990-1991 гг. более трех тысяч жизней, привели к исходу более 40 тысяч осетин в Северную Осетию. Свыше ста югоосетинских сел были сожжены. 
В результате начатой властями в Тбилиси войны против Абхазии в 1992-1993 гг. было убито около 7 тыс. человек, из 550 тыс. населения довоенной Абхазии 200-250 тыс. чел. (преимущественно грузинской национальности) стали беженцами.

4). После того, как ценой огромных жертв для абхазского и югоосетинского народов агрессивные войны были остановлены, при активном участии России начался процесс преодоления конфликтов и формирования механизмов урегулирования. 
24 июня 1992 г. в Сочи президенты России и Грузии Б.Н.Ельцин и Э.А.Шеварднадзе подписали Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта, в соответствии с которым 14 июля 1992 г. в Южной Осетии началась миротворческая операция: в зону конфликта были введены Смешанные силы по поддержанию мира (ССПМ) в составе российского, грузинского и осетинского батальонов. Сочинским соглашением была создана также Смешанная контрольная комиссия (СКК) по урегулированию грузино-осетинского конфликта. В качестве наблюдателя в СКК стала участвовать ОБСЕ. 
В июне-августе 2004 г. в грубое нарушение упомянутого соглашения грузинская сторона применила силу против Южной Осетии в попытке решить проблему военным путем. 
5 ноября 2004 г. в Сочи при российском посредничестве состоялась встреча премьер-министра Грузии З.Жвания и президента Южной Осетии Э.Кокойты. По ее итогам было подписано заявление, в котором, в частности, закреплялось прекращение огня и фиксировалось обязательство вывести все остающиеся в зоне конфликта незаконные вооруженные формирования. 
Э.Кокойты согласился с инициированным З.Жвания трехэтапным планом урегулирования конфликта, изложенным грузинским руководством осенью 2004 г. на 59-ой сессии ГА ООН, демонстрируя таким образом открытость к переговорному решению проблем, в том числе по статусным вопросам. Однако после гибели З.Жвания при загадочных обстоятельствах в начале 2005 г. М.Н.Саакашвили отказался от трехэтапного плана, дававшего выход на грузино-югоосетинское соглашение. 
12 декабря 2005 г. президент Южной Осетии Э.Кокойты предпринял новую попытку достичь компромисса. Он направил М.Н.Саакашвили и в ОБСЕ предложение начать в рамках СКК совместную с грузинской стороной работу над единой программой действий по урегулированию конфликта. Грузинский премьер З.Ногайдели положительно отреагировал на эту инициативу. Соответствующая договоренность была закреплена 
в документах СКК, подписанных госминистром по урегулированию конфликтов Г.Хаиндравой. Этот подход был поддержан ОБСЕ, представители которой также высказались за подписание Тбилиси и Цхинвалом документа о неприменении силы. 
Однако грузинская сторона вновь кардинально поменяла свою позицию. Г.Хаиндрава был отстранен от должности, а новый госминистр по урегулированию конфликтов М.Антадзе в ходе заседания СКК в Москве 
17-18 августа 2006 г. отказался продолжать работу над совместной программой, заявив, что урегулирование должно основываться на односторонних подходах грузинского руководства. Таким образом, переговорный процесс был заведен в тупик по вине грузинской стороны, которая в последующем и вовсе отказалась от работы в рамках СКК. 
12 ноября 2006 г. в Южной Осетии прошли повторный референдум о независимости и выборы президента этой республики (подавляющим большинством голосов вновь избран Э.Кокойты). Одновременно в некоторых грузинских селах Южной Осетии Тбилиси организовал провокационные «альтернативные выборы» и «референдум», по итогам которых были сформированы марионеточные органы власти во главе с Д.Санакоевым. 
С конца июня 2007 г. активизировались действия грузин по наращиванию военного присутствия в зоне конфликта и вокруг нее. 
7 августа 2007 г. грузинская сторона обвинила Россию в нарушении воздушного пространства Грузии и сбросе авиаракеты в районе грузинской РЛС в зоне грузино-осетинского конфликта, развернула шумную антироссийскую кампанию на международной арене. МИД России и Главный штаб ВВС России опровергли данное обвинение. Результаты работы российских экспертов, посетивших Тбилиси 16-17 августа 2007 г., позволили сделать вывод, что речь идет о явной антироссийской провокации. Предъявленные нашим экспертам «вещественные доказательства» содержали набор частей от разных ракет. От продолжения совместного расследования грузинская сторона отказалась. 
4 марта 2008 г. парламент Южной Осетии обратился к Генеральному секретарю ООН, Президенту России и главам государств ЕС и СНГ с просьбой признать независимость республики.

5). По схожему сценарию развивалась ситуация вокруг урегулирования грузино-абхазского конфликта. 14 мая 1994 г. в Москве между грузинской и абхазской сторонами при посредничестве России было подписано Соглашение о прекращении огня и разъединении сил. На основе этого документа и последующего решения Совета глав государств СНГ в зоне конфликта с июня 1994 г. были размещены Коллективные силы СНГ по поддержанию мира (КСПМ СНГ). Совет Безопасности ООН создал Миссию ООН по наблюдению в Грузии (МООННГ). 
В 1994 г. была образована Группа друзей Генсекретаря ООН по Грузии (ГДГ) с участием России, Великобритании, Германии, Франции и США. Россия также получила зафиксированный в резолюции СБ ООН статус содействующей стороны. 
19 января 1996 г. Совет глав государств СНГ принял решение «О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия», налагающее ограничения на связи с Абхазией по государственной линии в торгово-экономической, финансовой, транспортной и иных областях. 
6-7 марта 2003 г. в Сочи состоялась встреча президентов России В.В.Путина и Грузии Э.А.Шеварднадзе с участием абхазской стороны. Было принято решение о создании трех рабочих групп с участием России, Грузии и Абхазии: 1) по возвращению беженцев и внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) в Гальский район, 2) возобновлению сквозного железнодорожного сообщения Сочи-Сухум-Тбилиси, 3) модернизации каскада «Ингури ГЭС». 
Однако начавшаяся по этим направлениям работа была сорвана после прихода к власти в Грузии М.Н.Саакашвили. 
В 2004-2005 гг. грузинские катера береговой охраны неоднократно задерживали и обстреливали турецкие грузовые суда, шедшие в Абхазию. 
В этой связи Сухум приостановил свое участие в переговорном процессе. 
18 июня 2006 г. грузинский парламент принял постановление, в котором говорится, что действия миротворцев в Абхазии и Южной Осетии представляют один из главных барьеров на пути мирного урегулирования конфликта. В этой связи правительству Грузии было поручено начать процедуры по прекращению миротворческих операций в Абхазии и Южной Осетии, аннулированию соответствующих международных договоров и структур, а также незамедлительному выводу контингентов КСПМ из Грузии и их замене на международные полицейские силы. 
В июле 2006 г. обострилась ситуация в верхней части Кодорского ущелья, куда в нарушение Московского соглашения 1994 г. были введены полицейские и войсковые подразделения Грузии. Правительство Грузии заявило о проведении в Кодорском ущелье полицейской операции в целях «восстановления конституционного порядка». 
13 апреля 2007 г. СБ ООН принял резолюцию 1752, в которой подтверждается стабилизирующая роль КСПМ, содержится призыв к грузинской стороне обеспечить соответствие ситуации в Верхнем Кодори Московскому соглашению 1994 г., а также безотлагательно согласовать документы о неприменении силы между Тбилиси и Сухумом, возвращении беженцев и ВПЛ. 
Проигнорировав положения резолюции СБ ООН 1752, грузинская сторона продолжала усиливать присутствие своих армейских и полицейских подразделений в верхней части Кодорского ущелья, доведя к августу 2008 г. общую численность группировки до 2,5 тыс. чел. 
С августа 2007 г. по март 2008 г. военными наблюдателями МООННГ было зафиксировано 26 полетов беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) над территорией Абхазии, совершавших разведывательную деятельность в грубое нарушение Московского соглашения 1994 г. и резолюций Совета Безопасности ООН. 
Таким образом, грузинская сторона заблокировала переговорный процесс, сделав невозможным согласование условий обеспечения безопасности, нормального социально-экономического развития Абхазии и решение острых проблем ее населения. 
В этих условиях 6 марта 2008 г. МИД России направил Исполнительному комитету СНГ официальную ноту, в которой сообщалось, что Российская Федерация в силу изменившихся обстоятельств не считает себя более связанной положениями Решения СГГ СНГ «О мерах по урегулированию конфликта в Абхазии, Грузия» от 19 января 1996 г., вводившим запрет на осуществление торгово-экономических, финансовых, транспортных и иных связей с Абхазией по государственной линии. Кстати, Группа друзей Генсекретаря ООН по Грузии неоднократно рекомендовала снять экономические санкции в отношении Абхазии. Эта рекомендация была поддержана и СБ ООН в его резолюции 1781 от 15 октября 2007 г. 
16 апреля 2008 г. В.В.Путин дал поручения Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать всестороннюю защиту прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации, проживающих в Абхазии и Южной Осетии. В этих целях предусматривалось взаимодействие с фактическими органами власти Абхазии и Южной Осетии, в том числе в торгово-экономической, социальной, научно-технической областях, в сфере информации, культуры и образования. 
На фоне постоянных провокаций со стороны Грузии, ее действий дестабилизирующего характера, а также нарастания напряженности в зоне грузино-абхазского конфликта, российская сторона 29 апреля 2008 г. приняла решение об укреплении КСПМ СНГ в пределах численности, определенной Решением СГГ СНГ от 22 августа 1994 г. 
В ходе бесед с М.Н.Саакашвили 6 июня 2008 г. в Санкт-Петербурге и 6 июля 2008 г. в Астане Президент России Д.А.Медведев настоятельно призывал к необходимости подписания Грузией с Абхазией и Южной Осетией соглашений о неприменении силы и гарантиях безопасности, а также заключения договоренности о выводе грузинских армейских и полицейских формирований из Верхнего Кодори и деэскалации обстановки в ущелье.

6). Кульминацией политики провокаций со стороны Тбилиси стала ночь с 7 на 8 августа 2008 г. Грузинская сторона, вопреки сделанным за несколько часов до этого заверениям М.Н.Саакашвили о неприменении силы, развязала военные действия против Южной Осетии с применением тяжелых вооружений и военной техники (авиация, танки, гаубицы, системы залпового огня). Массированному удару подвергся штаб Смешанных сил по поддержанию мира (ССПМ), прицельный огонь велся по наблюдательным постам ССПМ, жилым кварталам, кладбищам, памятникам культуры. Снаряды попали и в офис ОБСЕ, где находились наблюдатели от этой организации. Днем 8 августа грузинские войска вошли в г.Цхинвал. К действиям грузинской армии присоединились и бежавшие до начала нападения на Цхинвал грузинские военнослужащие из состава ССПМ, стрелявшие в своих товарищей по миротворческому контингенту. 
Для отражения грузинского нападения, выполнения обязательств России по Соглашению 1992 г. и в порядке права на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН, в помощь российским миротворцам в Южную Осетию были введены подразделения вооруженных сил Российской Федерации. После освобождения Южной Осетии и подавления обстреливавших ее территорию грузинских позиций 12 августа 2008 г. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев принял решение завершить операцию в связи с достижением ее целей. Безопасность наших миротворческих сил и гражданского населения была восстановлена. 
10 августа 2008 г. в связи с нападением грузинских войск на Южную Осетию и раскрытием планов аналогичной акции против Абхазии в зону грузино-абхазского конфликта была введена российская военная группировка, сформированная на базе воздушно-десантных войск России. Основной задачей группировки являлось исключение повторения ситуации, когда российские миротворцы погибли в Цхинвале в результате грузинского нападения 8 августа 2008 г., воспрепятствование переносу военных действий на территорию Абхазии, защита граждан России и других мирных жителей, недопущение гуманитарной катастрофы. 
12 августа абхазская сторона предприняла операцию по вытеснению грузинских вооруженных формирований из зоны Кодорского ущелья и установлению над Верхними Кодорами своего контроля. 13 августа ущелье было передано под управление гражданской администрации Гульрипшского района Абхазии. 
В результате грузинского нападения в Южной Осетии погибли 64 российских военнослужащих, из них 12 миротворцев, более 323 военнослужащих получили ранения. Жертвы среди мирного населения составили около полутора тысяч человек. Десятки тысяч мирных жителей Южной Осетии были лишены крова, воды и пищи. За четыре дня через российскую границу перешли 35 тысяч беженцев. 
25 августа 2008 г. обе палаты Федерального Собрания России единогласно приняли заявления в поддержку независимости Южной Осетии и Абхазии, рекомендовали исполнительной власти осуществить необходимые процедуры по ее признанию российской стороной в ответ на официальные обращения Цхинвала и Сухума. 
26 августа 2008 г. Президент Российской Федерации Д.А.Медведев подписал Указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и Абхазии.

7). С приходом к власти М.Саакашвили процесс милитаризации Грузии приобрел неадекватные оборонным потребностям страны масштабы и охватил практически все сферы военного строительства. 
В 2007 г. численность личного состава грузинской армии превысила 32 тыс. чел., что вдвое больше «оптимальной величины», рекомендованной грузинской стороне специалистами США в 2005 г. В июле 2008 г. численность вооруженных сил Грузии была увеличена до 37 тыс. чел. 
По темпам роста военных расходов Грузия занимала первое место в мире. Если в 2002 г. бюджет минобороны составлял 18 млн. долл. США, 
то в 2007 г. он был фактически реализован в сумме 900 млн. долл. Таким образом, за шесть последних лет военные расходы Грузии возросли в 50 раз. В госбюджете на 2008 г. ассигнования на нужды минобороны Грузии были запланированы на уровне около 780 млн. долл. В июле 2008 г. парламент Грузии утвердил поправки в госбюджет, увеличивающие военные расходы до 997 млн. долл. (7% ВВП или 20% государственных расходов). 
В 2005-2008 гг. резко возросли закупки наступательных вооружений. За период с 1 января 2005 г. по 1 января 2008 г. количество находящихся на вооружении грузинской армии танков увеличилось с 98 до 183, боевых бронированных машин (ББМ) –с 83 до 134, артиллерии калибра более 100 мм – с 96 до 238, ударных вертолетов – с 3 до 9, боевых самолетов –с 7 до 9. Подсчет проведен только на основании официальной информации, предоставленной Грузией в рамках ДОВСЕ. Реальность представляется еще более серьезной, учитывая многочисленные сведения о массовых нелегальных поставках Грузии наступательных вооружений. 
Многие страны НАТО и ряд других государств последовательно проводили курс на оказание Грузии масштабной военной помощи, причем продукция военного назначения зачастую поставлялась безвозмездно или по сильно заниженным ценам. 
По официальным данным, в укреплении вооруженных сил Грузии наиболее активное участие принимали США, Турция, Болгария, Чехия, Украина, Израиль, Великобритания, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Швеция, Босния и Герцеговина, Польша. Особенно большое количество наступательных вооружений было поставлено в Грузию из Украины в период с февраля по июль 2008 г. 
После событий августа 2008 г. США и некоторые другие страны уже заявили, что приступают к массированному перевооружению Грузии. 
Министр внутренних дел Грузии В.Мерабишвили заявил, что «война еще не окончена». В том же духе высказался и М.Н.Саакашвили.

8). Хроническая недоговороспособность грузинского руководства в отношении его обязательств по международным соглашениям 
в югоосетинском и абхазском урегулировании в полной мере проявлялась 
и в рамках двусторонних связей Грузии с Россией. Когда в 2005 г. между Москвой и Тбилиси была достигнута принципиальная договоренность о полном выводе до начала 2008 г. российских военных баз с территории Грузии, неотъемлемой частью этой договоренности было обязательство Грузии не размещать в стране каких-либо иностранных военных баз и принять соответствующий закон. Кроме того, указанные договоренности предполагали создание российско-грузинского антитеррористического центра, учитывая, что в прошлом территория Грузии не раз использовалась террористами для подготовки и организации вылазок против Российской Федерации. 
Россия четко и досрочно вывела свои базы из Грузии, хотя этому пытались помешать грузинские власти, чинившие препятствия для организации соответствующих работ и устраивавшие неоднократные провокации против занимавшихся выводом баз российских офицеров. 
Грузинская же сторона не выполнила ни одного из своих обязательств, взятых ею в рамках упомянутых российско-грузинских договоренностей: закон о неразмещении на территории Грузии каких-либо иностранных военных баз так и не принят, а начавшиеся было контакты по вопросу о создании российско-грузинского антитеррористического центра были прекращены грузинской стороной. 


2007