2014

2013

2012

Назад

Информация делегации Пенсионного фонда о реализации российско-эстонского Договора о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения

Российской и Эстонской Сторонами в период действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством эстонской Республики в области пенсионного обеспечения от 25.07.1993, основанного на территориальном принципе, срок действия которого истекал 16.10.2011, был подготовлен и подписан новый международный акт, регулирующий пенсионные отношения между государствами, - Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14.07.2011 (далее – Договор). Тем самым, Сторонам удалось избежать нахождения в «договорном вакууме».

Реализация Договора осуществляется в соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики о применении Договора, подписанном 06.10.2011 г. (далее – Соглашение о применении).

Договор базируется на принципе пропорциональности и в полной мере отвечает стандартам международного права в области социального обеспечения, а также страховым принципам, на которых основывается как российская, так и эстонская пенсионные системы.

В отличие от других действующих «пропорциональных» соглашений Российской Федерации, например, с Белоруссией, Болгарией и Испанией этот Договор, также как и аналогичный Договор с Латвией, расширяет круг лиц, которым предоставляется право на пенсионное обеспечение за счет включения в него наряду с гражданами Сторон лиц без гражданства. Это, в первую очередь, касается так называемых лиц с неопределенным гражданством – постоянных жителей Эстонии, которые составляют достаточно значительную часть ее населения.

В основу положений Договора заложено полное распределение ответственности за периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории Договаривающихся Сторон. За периоды стажа, приобретенные на территориях Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР, каждая Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую стажу, приобретенному на ее территории. В этой связи российская пенсия лицу, проживающему в Эстонской Республике, может быть исчислена за периоды пенсионного стажа, имевшие место как до, так и после 1991 г. При этом под пенсионным стажем понимается период, учитываемый при определении права на пенсию и исчислении ее размера.

При определении права на пенсию предусмотрена возможность суммирования пенсионного стажа, приобретенного на территории Сторон, при условии, что эти периоды не совпадают по времени их приобретения.

В случае если право на получение пенсии с применением правил суммирования пенсионного стажа отсутствует, то для определения права на пенсию учитывается пенсионный стаж, приобретенный на территории третьего государства, с которым и Россия, и Эстония имеют соответствующие действующие договоры.

При определении размера пенсий компетентные учреждения Сторон применяют положения собственного законодательства. Подсчет и подтверждение  пенсионного стажа для исчисления размера пенсии также осуществляется согласно правовому регулированию государства, назначающего пенсию. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

Принимая во внимание основополагающие положения Договора о том, что каждая Сторона исчисляет размер пенсии, исходя из стажа, приобретенного на своей территории, вопрос учета периодов военной службы решается в зависимости от места ее прохождения, под которым понимается место призыва на военную службу. По российскому законодательству в пенсионный стаж включаются также периоды сверхсрочной военной службы.

В целях соблюдения пенсионных прав граждан уполномоченными органами власти определены компетентные учреждения, которые осуществляют между собой необходимое взаимодействие, в том числе путем обмена специальными формулярами.

По всем вопросам своего пенсионного обеспечения граждане обращаются в компетентные учреждения государства проживания. Заявления о назначении или пересмотре пенсии, поданное гражданами в компетентное учреждение согласно законодательству одной Стороны, также считается заявлением, поданным в соответствии с законодательством другой Стороны.

Для установления пенсии в России лицам, проживающим в Эстонии, необходимые для этого документы пересылаются Департаментом социального страхования Эстонии в Пенсионный фонд России (ПФР), который направляет их для принятия решения в территориальные органы ПФР по последнему месту жительства (работы) заявителей. В этом случае принятие решения осуществляется в сроки, установленные российским законодательством.

Пенсии, назначенные до вступления в силу Договора, могут быть пересмотрены в соответствии с его нормами на основании волеизъявления лица. Следует отметить, что до принятия решения о целесообразности такого пересмотра может быть осуществлен предварительный расчет размеров пенсии.

На сегодняшний день на основании положений Договора российские пенсии установлены 1249 лицам, проживающим в Эстонии.


2011

2010

2009

2008

2007