2014

2013

Назад

К 20-летию Конституции Российской Федерации

Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 года, став пятой конституцией в новейшей истории России с 1918 года.

Конституция 1993 года существенно отличается от своих предшественниц по многим историческим и правовым характеристикам. Прежде всего, это объясняется тем, что ее проект составлялся, уточнялся и совершенствовался в течение трёх лет. Ни одна из предшествующих российских конституций не «рождалась» так долго. Никогда ранее не тратилось столько усилий, чтобы сделать конституционные положения более совершенными по форме и доступными по содержанию.

Работа над проектом действующей Конституции началась в далёком 1990 году, когда была учреждена Конституционная комиссия Съезда народных депутатов России, объединившая в работе над Конституцией ведущих политиков, общественных деятелей, ученых нашей страны.

На завершающем этапе конституционной реформы работу над текстом Конституции продолжило Конституционное совещание, созванное Президентом Российской Федерации в мае 1993 г. Перед ним была поставлена задача согласования проекта Конституционной комиссии и президентского проекта Конституции.

Подготовленный Конституционным совещанием проект Конституции был опубликован в средствах массовой информации и вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г. Получив большинство голосов избирателей, Конституция вступила в силу 25 декабря того же года.

Перед ней были поставлены цели утвердить права и свободы, гражданский мир и согласие, сохранить исторически сложившееся государственное единство, укрепить незыблемость его демократической основы, обеспечить благополучие и процветание России.

Закрепление в Конституции высших конституционных ценностей и норм позволило решить несколько задач.

Во-первых, оно защищает незыблемость положений первой главы о суверенитете и единстве Российской Федерации, о конституционной ценности прав и свобод личности, об основных началах ее организации, как демократического, федеративного, правового, социального и светского государства с республиканской формой правления.

Во-вторых, оно придает качество системности указанным конституционным ценностям и началам, связывая их в единую конституционную материю, что обогащает их содержание.

В-третьих, оно определяет вектор не только возможного изменения, но и толкования и правоприменения положений, закрепленных в других главах Конституции РФ. Такое влияние хорошо прослеживается в формулировке статьи 18, устанавливающей, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, что «они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

В-четвертых, оно обусловливает большую стабильность конституционному регулированию в целом. Пересмотр первой главы Конституции может быть осуществлен только с принятием новой Конституции (статья 135 Конституции РФ).

С учетом высокой степени взаимосвязи конституционных положений, это не может не сказываться и на динамике изменений глав Конституции. В последние 20 лет в них были внесены незначительные изменения, касавшиеся субъектного состава федерации, сроков избрания Президента и Государственной Думы и обязанности Правительства представлять Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своей деятельности.

Жёсткий порядок пересмотра Конституции и внесения в ее текст конституционных поправок обеспечивает стабильность Конституции, долговременный характер её действия, что необходимо для должной правовой охраны государственного суверенитета, экономической и политической независимости Российской Федерации.

Конституции Российской Федерации исполнила поставленные перед ней конституционно-правовые задачи, обеспечив смену общественно-экономической формации, сохранив единство государства, создав условия для полноценного развития и открытости миру уникального социально-экономического, интеллектуального и духовного потенциала России.


2012

2011

2010

2009

2008

2007