2014

2013

Назад

Об экономических отношениях России с Украиной и Молдавией

В последнее время со стороны ряда зарубежных официальных лиц, СМИ, а также в европейских структурах активизировались нападки в адрес России в том, что Москва ужесточила торговую политику в отношении Украины и Молдавии, убеждая их присоединиться к Таможенному союзу.

В этой связи хотели бы изложить позицию России по данному вопросу.

Российская сторона никогда не выступала против «европейского выбора» Украины и Молдавии. Более того, в Декларации о Евразийской экономической интеграции от 11 ноября 2011 года президенты России, Белоруссии и Казахстана зафиксировали и наш «европейский выбор», высказавшись за укрепление всестороннего взаимовыгодного и равноправного сотрудничества с ЕС с выходом на создание общего экономического пространства, за взаимное сближение интеграционных процессов в Евро-Атлантике и Евразии.

В Декларации между Российской Федерацией и Украиной о содержании стратегического партнерства от 12 июля 2012 года зафиксировано, что Российская Федерация и Украина выступают за взаимодополняемость интеграционных процессов, осуществляемых в рамках евразийской экономической интеграции и Европейского Союза.

Однако опубликованный в интернете проект Соглашения Украина – ЕС показывает, что оно не содержит реальных выгод для Украины, а ведет к деиндустриализации украинской экономики, превращая ее по сути лишь в рынок для товаров из ЕС. Проект этого Соглашения изобилует условиями, выходящими за рамки стандартных обязательств соглашений о ЗСТ, которые нацелены на недопущение интеграции Украины в ТС.

Планируется переход Украины на санитарные, фитосанитарные и ветеринарные правила ЕС.

Статья 39 проекта Соглашения не запрещает сторонам создавать таможенные союзы и ЗСТ с третьими странами в той мере, в которой они не противоречат положениям и договоренностям, зафиксированным в данном документе. Учитывая охват соглашения, глубину взаимных обязательств, включая обязательства Украины по переходу на нормативную базу ЕС по широкому перечню сфер экономической деятельности, декларированное в документе право Украины на создание альтернативного ТС в практическом плане окажется нереализуемым.

Аналогичного подхода ЕС придерживается и в отношении экономических отношений с Молдавией с той лишь разницей, что содержание планируемых этой страной к парафированию соглашений с Евросоюзом до сих пор не известно широкой общественности.

Очевидно, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе население Украины и Молдавии ждут тяжелые времена: придется жить в условиях стремительно растущей безработицы, ухудшения торгового и платежного баланса страны.

Россия не навязывает Украине и Молдавии каких-либо решений, их руководство и народ должны принять их самостоятельно.

Однако в складывающейся ситуации российская сторона вынуждена принять меры по защите своих национальных экономических интересов, своих товаропроизводителей. При этом речь не идет о каких-либо «торговых войнах», а исключительно о действиях в рамках российского законодательства и двусторонних правил экономического общения, когда любая из сторон имеет право на проверку качества поступающей на ее таможенную территорию продукции, защиту интересов собственных потребителей.

Необходимо также учитывать, что именно Россия вносит в настоящее время важный, если не определяющий вклад в стабильность украинской и молдавской экономик.

В январе-июле 2013 года товарооборот России с Украиной превысил 20 млрд. долл. США. Товарооборот России с Молдавией за 2012 год - 2 млрд.долл.США.

Россия является основным рынком для Украины по таким важным для украинской экономики товарным группам, как машины, оборудование и транспортные средства, металлы, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье, продукция химической промышленности.

Российская Федерация является также основным поставщиком нефти в Украину (около 90%).

В соответствии с Соглашением по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины от 21 апреля 2010 г. общая сумма скидки украинской стороне за поставленный природный газ с апреля 2010 г. по май 2013 г. составила почти 10 млрд. долл. США.

Российский рынок является крупным потребителем молдавской винодельческой и плодоовощной продукции. Доля Российской Федерации в молдавском экспорте винодельческой продукции составляет 30%.

Россия будет уважать любой выбор наших украинских и молдавских партнеров. Вопрос только в том, как мы договоримся о совместной работе на равноправных, прозрачных и взаимовыгодных условиях.


2012

2011

2010

2009

2008

2007