2014

2013

2012

2011

2010

Назад

О глобальной инициативе по сохранению морской среды

5 июня 2010 г. во Всемирный день окружающей среды Президент России Д.А.Медведев выдвинул инициативу о создании международного механизма предотвращения и ликвидации последствий катастроф на морском шельфе, которая была предложена Россией на саммите «Группы 20» в Торонто 21-22 июня 2010 г.

Существо российской инициативы следующее:

«Катастрофа в Мексиканском заливе не является исключением в практике добычи углеводородов на шельфе. В 2009 г. авария на буровой установке Монтара у берегов Австралии привела к разливу нефти, на локализацию которого ушло 73 дня. 
Несмотря на значительное развитие технологий ликвидации последствий разливов нефти в последнее десятилетие, недавние катастрофы отчетливо показали, что существует много препятствий быстрому и эффективному реагированию. При этом во многих случаях проблемой является не финансирование, а отсутствие инфраструктуры для ликвидации разливов. Просто выделить деньги в такой ситуации равносильно тому, что выделить деньги больному в пустыне, где нет ни врача, ни аптек, ни медицинского оборудования, ни транспорта, ни даже связи. 
Но даже в оптимальных условиях и в районах с высокой концентрацией необходимой инфраструктуры (как в Мексиканском заливе) вероятность избежать катастрофических для выживания морской среды последствий крайне мала. Дополнительным усложняющим фактором является глубина и ледовые условия. 
Однако главной причиной катастрофы в Мексиканском заливе представляется существующая система саморегуляции в нефтегазовом секторе. В условиях саморегуляции, высокой цены и устойчивого спроса компании нефтегазового сектора постепенно стали принимать к осуществлению проекты, попадающие под категорию чрезвычайно рискованных. Эти проекты не обеспечены средствами предотвращения и ликвидации аварий (включая технологии, финансы и инфраструктуру) и, в принципе, не должны быть разрешены к реализации. 
Существующие международные конвенции также не способны обеспечить защиту морской среды от нефтяного загрязнения. Ни один из международных институтов не осуществляет регулирования данной сферы и не устанавливает международные стандарты. Не всегда эффективно работают и национальные механизмы регулирования и применения системы оценки рисков. 
Наблюдается прямая аналогия с финансовым кризисом 2008 г., когда главной проблемой стала практика недопустимо рискованных кредитных операций, которые финансовые институты осуществляли в условиях сильного спроса, большой прибыли и саморегуляции сектора. Именно несовершенство регуляторных институтов в условиях глобализации и стало причиной кризиса и тогда, и сейчас. 
В этой связи Россия предлагает следующий международный механизм предотвращения и ликвидации последствий катастроф на морском шельфе. 
Международный характер последствий происходящих разливов, а также то, что основные компании, ведущие разработку шельфа, являются транснациональными, свидетельствуют о необходимости создания региональных транснациональных регуляторов деятельности на шельфе (Transnational Shelf Regulators). Территориальная привязка регуляторов может совпадать с районами разработки шельфа – Арктика, Персидский залив, Карибский бассейн, Восточная Африка и др. 
Задача региональных международных регуляторов – обеспечить: 
- применение процедур оценки воздействия на окружающую среду на всех стадиях от разведки до консервации; 
- упреждающее создание инфраструктуры ликвидации последствий разливов и систем подготовки персонала и быстрого реагирования; 
- тщательную оценку рисков, включая возможные аварийные ситуации; 
- пространственное планирование, обеспечивающее гарантированную защиту биологических ресурсов; 
- передачу технологий по ликвидации последствий аварий развивающимся странам, если могут пострадать их акватории. 
Финансовым механизмом международных регуляторов на шельфе могли бы стать фонды, создаваемые за счет средств участвующих в разработке шельфа компаний. Наполнение этих фондов, создаваемых при региональных регуляторах, может осуществляться за счет перечисляемых обязательных ежегодных платежей, через систему налогообложения разведки и добычи углеводородов, либо за счет страхования рисков. 
Оптимальным вариантом финансирования фондов представляется система страховых платежей компаний, участвующих в деятельности по добыче углеводородов на шельфе. При этом сумма страховой премии, страховщик и условия страхового договора должны утверждаться регуляторами, как третьей стороной. 
Зонтичной структурой, координирующей работу региональных фондов (в частности, информационный обмен и методическое руководство) мог бы стать Глобальный фонд по сохранению морской среды (Marine Environment Protection Fund). 
Для проработки и развития Глобальной инициативы по сохранению морской среды Россия предлагает создать в формате «Группы двадцати» рабочую экспертную группу, которая представит отчет к саммиту «двадцати» в Сеуле. 
Что касается национальных мер России, то в развитие предложенной инициативы готовится к внесению в Государственную Думу федеральный закон о защите морской среды от загрязнения нефтью. Также Россия прорабатывает вопрос о введении временного моратория на разведку и выдачу новых лицензий на освоение нефти и газа на Арктическом шельфе».


2009

2008

2007