2014

2013

2012

2011

2010

2009

Назад

Статья Н.Кузнецовой "И вся Россия в гости к нам..."

Данная статья жуналиста Н.Кузнецовой должна была выйти в газете "Молодежь Эстонии". В связи с приостановкой её выхода публикуем материал на нашем сайте.

Вчера большим концертом в Кохтла-Ярве завершился 10-й, юбилейный международный конкурс старинного русского романса имени Изабеллы Юрьевой, открывшийся в минувшую пятницу, 22-го мая в Таллинне

Уже 10-й... Десять лет подряд проходит в Таллинне этот удивительный конкурс, собирающий певцов из многих городов и стран, этот великолепный четырехдневный спектакль, это поразительное действо, с каждым годом приобретающее все больший размах и значимость. И как, быть может, ни казалось бы это странным, Таллинн поистине становится, да можно сказать, и стал уже столицей русского романса. И все это - благодаря удивительным людям, благодаря их таланту, энтузиазму (полузабытое слово, не правда ли?), их увлеченности, их преданности этому замечательному виду искусства. И прежде чем говорить о самом конкурсе, хочется сказать несколько слов о них самих, организаторах.

Десять лет назад (подумать только - 10 лет!) две певицы, две музыкантши - Ольга Бундер и Эдит Крилавичиене - задумали этот конкурс. Ольга еще успела связаться с самой Изабеллой Юрьевой, которую называли королевой русского романса, рассказать ей о своем замысле и получить от нее благословение. И с тех пор на импровизированной сцене Дома Братства черноголовых, где обычно проходят гала-концерты открытия и закрытия конкурсов (хотя проходили они порой и в Таллиннской Ратуше) всегда стоит портрет Изабеллы Юрьевой во всем блеске ее сияющей красоты и молодости, непременно обрамленный массой белых цветов. Как символ покровительства блистательной певицы, как знак ее благословения певцам, которых она уже слышать не может, но которые продолжают дело всей ее жизни.

Кстати, невозможно не заметить, что конкурс с каждым годом молодеет. Все больше приезжает молодых певцов, желающих овладеть искусством русского романса. И это значит, что этот удивительный жанр не умрет. Более того, он переживает своего рода ренессанс. Недаром молодые певцы так стремятся попасть на этот конкурс, принять в нем участие. Он стал для многих настоящей творческой лабораторией, где можно получить замечания известных музыкантов, опытных мастеров. Тем более, что и в состав жюри входят знаменитые в музыкальном мире, любимые тысячами зрителей, слушателей люди. Ольга Сосновская, например, великолепная певица, народная артистка республики Коми, заслуженная артистка России, Игорь Перфильев, солист Архангельской филармонии, заслуженный артист Российской Федерации, Мати Пальм, солист театра "Эстония", профессор Музыкальной академии в Таллинне, певший в разные годы с самыми блистательными мастерами России, Европы. И надо было видеть, как на заключительном концерте он волновался за молодых певцов, кажется, готов был запеть вместе с ними. А посол Российской Федерации в Эстонии Николай Николаевич Успенский, выступая перед участниками конкурса и слушателями, до отказа заполнившими зал в Доме Братства черноголовых, замечательно сказал, что символом конкурса могли бы стать, да уже и стали знакомые до боли и значимые для всех нас слова: Вера, Надежда и Любовь. Вера в свои силы, надежда на то, что они, певцы, займут высокое место в сердцах слушателей, зрителей, будут по достоинству оценены ими. Любовь к музыке, бесконечная, преданная любовь, без которой невозможна такая победа... Кстати Ольга Бундер, как бессменный председатель оргкомитета этого международного конкурса, постоянный руководитель его жюри, совсем не случайно всегда благодарит посольство России в Эстонии. Оно помогает Ольге и ее соратникам в их огромной работе, их кропотливой работе по подготовке конкурса.

Впрочем, это и неудивительно. Концерты этого конкурса словно расширяют пространство русской культуры, продвигая ее за рубежом. Не случайно на концертах все чаще появляются представители властей Эстонии, республиканских и городских, сотрудники дипломатических ведомств, эстонские политики. И снова подтверждается, что культура, музыка связывают, объединяют самых разных людей. Именно на этом поле можно искать и находить какие-то общие точки, ростки взаимопонимания.

Нельзя не отметить, что запев конкурса на его открытии был настолько великолепен, планка была поставлена столь высоко, что отличиться на этом фоне в конкурсном соревновании было действительно трудно. Выступали такие мастера, Россия была представлена столь мощно, что в горле постоянно стоял ком и слезы подступали к глазам. От гордости за свою историческую родину, великую нашу культуру, великолепие, силу и разнообразие ее талантов. Поразила всех красотой и выразительностью своего исполнения Елена Яскунова из Петербурга, заслуженная артистка России, лауреат 4-го международного конкурса русского романса им. Изабеллы Юрьевой. Снова пленила всех - в который уж раз! - Ольга Сосновская, обладательница сильного, красивого, выразительного сопрано. Вспоминается, как на одном из прошлых конкурсов известная эстонская художница Валли Лембер-Богаткина, захваченная пением Сосновской, делала наброски певицы прямо тут же, в зале на маленьких листочках из блокнота. Газета "Молодежь Эстонии" потом опубликовала на своих страницах эти наброски. Изящные линии фигуры, выразительные движения рук...

На этом концерте мы снова убедились, что ей, Сосновской, подвластны и глубоко лиричные вещи, и жанровые, бытовые. Помните стихи Агнии Барто про снегиря? "Может, снова можно драться завтра утром во дворе..." Многие из нас выросли на этих стихах. Но кто бы мог подумать, что их можно положить на музыку и спеть как романс? А она, Ольга. была шаловлива, лукава, умна. И как красива...

А Игорь Перфильев из Архангельска, кажется, от концерта к концерту в Таллинне становится все более мощным, выразительным. Впрочем, сам он, выступая на пресс-конференции после одного из таких концертов в Таллинне, на которые он приезжал, уже став заслуженным артистом России, особенно отметил неизменно высокий уровень исполнительского мастерства многих участников конкурса. Атмосфера, сам дух этих концертов, требовательность к артистизму, царящая здесь, просто не позволяют петь плохо. Не только в вокальном, так сказать, отношении, но и в драматическом, актерском...

Известно, что далеко не каждый певец, каким бы красивым голосом он ни обладал, может по-настоящему исполнить русский романс. Это совершенно особый, очень сложный жанр, ведь русский романс - это всегда пусть маленький, но яркий драматический спектакль с тончайшими переливами чувств. Тут нужен особый талант, и страсть, и безупречный вкус, и высокая культура, и тонкое понимание всех нюансов музыки. Игорь Коротков, певец из Подмосковья, лауреат одного из прошлых конкурсов, ставший постоянным ведущим конкурсных гала-концертов, хорошо сказал, что искусство русского романса, любовь к нему, стремление слушать и слышать его - это огромное и все расширяющееся международное движение.

Между прочим, Ольга Бундер зачитала на заключительном концерте трогательное письмо, обращенное к членам Оргкомитета и участникам конкурса, пришедшее из далекой Австралии. Его написала Наталья Морозова, участница прошлогоднего, 9-го конкурса. Судьба ее необычна. Она училась на Камчатке и была артисткой Камчатской хоровой капеллы. В составе этой капеллы она участвовала в исполнении кантаты С.Прокофьева "Александр Невский" на Аляске в сопровождении хора "Анкоридж" и Национального симфонического оркестра США под управлением Мстислава Ростроповича. Потом оказалась в Сиднее, окончила там университет, получив специальность магистра делового администрирования. В Сиднее она является президентом Центра искусств русскоговорящей молодежи Австралии "Бумеранг". И, конечно, поет. Уже имеет звание лауреата I Международного фестиваля соотечественников зарубежья "Русская песня".

На конкурс старинного русского романса в Таллинн в прошлом году она добиралась через полмира. И стала здесь лауреатом в номинации "любители", завоевав вторую премию. На заключительном концерте она пела a capello, то есть без сопровождения музыки, и пела поразительно. Как ей удалось, живя вдали от родины многие годы, сохранить эту русскую народную манеру пения, этот горький надрыв? Она и в этом своем письме в Таллинн говорила о своей благодарности русской музыке, русскому романсу, значении русской культуры. И так трогательно прозвучали в примолкшем зале эти теплые слова, пришедшие издалека, с примесью некой ностальгической грусти.

География конкурса вообще очень велика. Москва и Петербург, Архангельск и Череповец, Минск и Гомель, Опочка Псковской области и Химки, Ивантеевка Московской, Брянск и Смоленск, Сыктывкар... И это только на последнем, 10-м конкурсе. А раньше приезжали из Челябинска, Самары, Иркутска и т.д. Вспоминается молодая певица Наталия Оснач, приехавшая на 5-й конкурс из маленького городка Мегиона в Ханты-Мансийском округе. Тогда, на 5-м конкурсе, она с большим трудом прошла во второй тур. Члены жюри просто дали ей некоторую поблажку, желая поощрить певицу из глухой российской глубинки. Но уже на 6-м конкурсе она блеснула так, что жюри безоговорочно присудило ей Гран-при. Конкурс имени Изабеллы Юрьевой дает большой толчок в развитии, вот в чем дело. Это, хочется повторить еще раз, настоящий мастер-класс, длящийся четверо суток, серьезная и даже в чем-то жестокая школа. Напряжение в этом соревновании столь велико, что участники порой просто сгорают, не выдерживая этого накала. Но многие возвращаются через год, через два, чтобы снова показать себя, сравнить с другими. Виктория Дмитриева, например, молодая певица из Москвы, приезжает на конкурс в 3-й раз. И в этом году она добилась второй премии. А это уже большое достижение.

Первые премии в номинациях "любители" и "профессионалы" в этом году получили Алексей Карпов из Архангельска и Ирина Кучинская из Минска. Певцы из республики Беларусь и российского города Архангельска, постоянно выступая на конкурсах им. Изабеллы Юрьевой все последние годы, вообще хорошо показывают себя, демонстрируя певческую культуру. И этого нельзя не заметить.

Хотелось бы отметить и успех китайца Ли Юань. Он приехал из Петербурга, где учится в магистратуре Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. Как он спел на заключительном концерте "Сияла ночь..."! Публика долго не хотела его отпускать.

Надо упомянуть и Галину Леонову, приехавшую в Таллинн из Клина Московской области. На конкурсе она, инженер-строитель по специальности, получила специальный приз за чистоту жанра. По мнению членов жюри, любители вообще выступили на этом конкурсе достаточно сильно, затмевая порой и профессионалов, что лишний раз доказывает: если очень хочешь чего-то добиться, трудись и - дерзай.

В последний день конкурса было объявлено. что учреждается особый, именной приз имени Анатолия Титова. Мы помним этого прекрасного певца, солиста московского театра "Ромэн", к сожалению, недавно ушедшего из жизни. Он неоднократно приезжал в Таллинн на конкурс русского романса и в качестве участника, и в качестве гостя. И неизменно был украшением конкурса.

Анатолий Титов, кстати, был составителем первого тома Антологии бытового русского романса. Он в свое время выиграл президентский грант на создание такой книги. и несколько лет назад даже привез какое-то количество экземпляров этого уникального издания в дар членам жюри и участникам конкурса. Память о нем, этом российском певце, его замечательном искусстве будет жить в учрежденном теперь особом призе его имени.

Что хотелось бы еще добавить?

Помнится, в прошлом году Доротеа Галли, педагог и певица, музыкальный эксперт консерваторий Швейцарии, впервые ставшая членом жюри на 9-м международном конкурсе им. Изабеллы Юрьевой, говорила, что поражена нашей публикой, ее горячим откликом на выступления певцов, ее любовью к музыке. Она, по ее словам, неоднократно участвовала в больших европейских конкурсах и нигде, пожалуй, не ощущала такой удивительной, как она говорит, атмосферы, такой теплоты, такого понимания музыки. Сама она, по ее словам, когда-то пела партию Татьяны в опере "Евгений Онегин" на швейцарской сцене, пела на русском, не зная языка и не понимая, в сущности, того, что поет. Вот тогда-то она и начала учить русский язык. Тем более, что любит и знает русскую музыку. И в эти дни она снова в Таллинне и снова как член жюри оценивала конкурсантов. И русскую публику - тоже...

А напоследок, уже завершая гала-концерт, сама Ольга Бундер, вдохновитель и организатор конкурса, его душа и мотор, запела вместе со своим учеником, совсем юным Антоном Ивановым знаменитый и всеми любимый романс. Помните эти незабываемые строки: "Сияла ночь, луной был полон сад..."? А потом уже по сложившейся, совершенно замечательной традиции и Ольга, и Антон Иванов, и все конкурсанты, один за другим выходившие на сцену, все вместе пели "Белой акации гроздья душистые". Слитно и мощно звучали мужские и женские голоса. И тогда зал встал...

Стояли слушатели, зрители, стояли сотрудники посольств, стояли представители министерств, городских властей. Стояли и на хорах. И романс звучал как гимн русской культуре, русской музыке, русскому романсу. Невозможно забыть этот потрясающий хор, когда сливаются голоса певцов и зрителей из зала. Невозможно забыть все пережитое в эти минуты, это поразительное чувство общности многих людей...


2008

2007